суббота, 9 февраля 2013 г.



Педагог - это тот человек, который должен передать новому    поколению все ценные накопления веков и не передать предрассудков, пороков и болезней.
А. В. Луначарский

Учительская профессия, как никакая другая, являет собой полное отождествление человека и его должности. Педагогический труд нетворческим не бывает, так как все его составляющие индивидуальны – учащиеся, личность самого педагога, постоянно изменяющиеся обстоятельства жизни. Вся деятельность учителя состоит из череды принятия нестандартных решений. Специфика педагогического творчества в том, что оно всегда имеет целенаправленный характер: способствует взаимообогащению, творческому сотрудничеству обучающего и обучаемого. В педагогической деятельности для достижения профессионального успеха также важна креативность. Высшая точка на пути в профессионализм – это творчество в профессии, постоянный поиск чего-то нового, необычного.
Я не раз задавал себе вопрос: «А что значит для меня, быть учителем?»
Вот уже третий год идет поиск  своего «я» как педагога:
«Что я могу?
Что я должен?
На что я смею надеяться?
Что я сам за человек?»
(И. Кант)
Отвечая на эти вопросы, я сделал для себя самым главным выводом то, что учитель должен быть влюблен в науку, свою работу, в детей, должен обладать психологической культурой, уметь чутко подходить к каждому своему ученику. В качестве примера приведу хорошие слова Л.Н.Толстого: «Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец или мать, он будет лучше того учителя, который прочел все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если у учителя соединены воедино любовь к делу и к ученикам, он - совершенный учитель».
Все мои поиски и устремления к совершенствованию себя как педагога дают возможность в постепенном выстраивании своей педагогической траектории, по которой буду двигаться вместе со своими учениками. Почти на каждом уроке я делаю открытие для себя, насколько талантливы современные дети. Я согласен с мнением К. Ветцеля, что «на ребенка надо смотреть не как на ученика, а как на маленького искателя истины». Ведь строительный материал, над которым работаем мы, учителя, это молодые, восприимчивые, жаждущие умы. Используя свойства, а иногда, преодолевая сопротивление этого материала, мы придаем ему совершенную форму. Так человеческий дух становится более стойким. Может быть, в этом и состоит рукотворное счастье учителя – видеть, как под твоим началом идет человек в рост, как воплощается в нем твоя мысль, энергия, воля. Учитель – это всегда работа над собой. Это та профессия, представитель которой никогда не скажет: «Я создал себя», а только -  «Я делаю себя».
Иногда приходиться сталкиваться со сложностями учительского труда, такими как умение найти путь к каждому ученику, создать условия для развития способностей, заложенных в каждом. Считаю, что без знаний теоретических основ педагогики, основных целей и задач современного образования невозможно добиться высоких результатов в деятельности педагога, поскольку «школа – самая удивительная лаборатория, потому что в ней создается будущее…». Поэтому в своей работе руководствуюсь и придерживаюсь основных педагогических принципов:
-        гуманизации: признание личности ребёнка высшей ценностью воспитания;
-        демократизации: ориентирование на общественно-полезную, социально-значимую деятельность;
-        индивидуализации: учет индивидуальных особенностей каждого ребёнка при включении его  в различные виды деятельности, раскрытие потенциалов личности, как в учебной, так и во внеурочной работе;
-        природосообразности: необходимо учитывать природу ребенка - пол, возраст; строить деятельность в соответствии с интересами и потребностями;
-        системности: системный подход в организации жизнедеятельности коллектива;
-        взаимодействия и сотрудничества детей и взрослых: участие в организации воспитательной работы педагогов, родителей и общественности;
-        взаимодействия и организации всех заинтересованных  ведомств и организаций: образования, здравоохранения, правоохранительных органов;
-        успешности: мажорный тон жизни ребёнка опирается на общий психологический школьный климат и на собственные успехи в деятельности;
-        дифференциации: создание условий освоения знаний оптимальным для каждого ребенка способом, темпом  и объёмом, учет  специфических  позиций детей и взрослых в воспитательном процессе;
-        событийности: наличие ярких запоминающихся событий, творцами и участниками которых являются члены содружества (НОУ, конкурсы, школьные праздники);
-        культуросообразности: воспитание основывается на общечеловеческих ценностях, строится в соответствии с ценностями и нормами национальной культуры и региональными традициями, не противоречащими общечеловеческим.
Я стою в начале своей педагогической траектории, стараюсь применить свои знания в своей педагогической работе: помогаю ученику осознать в себе личность, пробудить потребность в познании себя, жизни, мира, воспитать в нем чувство человеческого достоинства. Считаю, что от веры учителя в возможности каждого своего ученика, от его настойчивости, терпения, умения вовремя прийти на помощь зависят успехи учеников на трудном пути познания. Стремлюсь помочь ученику реализоваться, подбираю для каждого свою высоту планки, вижу и отмечаю малейший успех. Справедливо указываю на промахи, но при этом не унижаю самолюбие, даю возможность исправить ошибки. Каждый день, общаясь с моими учениками, я открываю для себя новое. Меняются дети, меняюсь и я вместе с ними.
Что особенно меня привлекает в профессии учителя? Это – постоянно находиться в творческом поиске, находить ответы на любые вопросы, преодолевать себя, спешить передать свои знания, учить, не поучая, помня заповедь Сократа: «В каждом человеке солнце, только дайте ему светиться». Эта заповедь - кредо в моей педагогической судьбе.
Почему в судьбе? Потому что учитель – это не профессия, а образ жизни. Учитель, по-моему убеждению, непременно должен быть оптимистом по натуре. Как бы ни было порой трудно, никогда нельзя опускать руки, ведь школа – это своего рода присяга на верность подрастающему поколению и ощущение огромной ответственности за их жизнь.
И если основные профессиональные заповеди медиков: «не навреди», то в качестве таковых у педагогов я бы назвал: «пойми ученика», «помоги ему научиться», «направь на путь истины».
Неуклонное развитие науки и техники не может, да и не должно оставаться вне поля внимания школы. Каждый уважающий себя педагог должен находиться в повседневной боевой готовности. Сегодня нет ни одной отрасли науки и техники, которая развивалась бы так стремительно, как информатика. Фактически мы можем говорить о том, что в последние годы на наших глазах произошла компьютерная революция, затронувшая все сферы социальной, культурной, научной и производственной деятельности людей. Эта компьютерная революция еще не завершена и недавно вошла в очередной этап, связанный с Интернетом. Дело идет к тому, что через 5 – 7 лет в мире не останется людей, которых не коснутся изменения, вызванные существованием этого единого информационного поля. Я горжусь тем, что преподаю предмет, который так необходим в XXI веке и благодарен судьбе за то, что мне предоставлена такая возможность работать в мире современных технологий, претворять в жизнь основные идеи, направленные на модернизацию и развитие системы общего образования страны, являющиеся основополагающими в Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа». Презентации, электронный материал, составляемый мною на каждый урок, применение интерактивной доски позволяют более интересно и содержательно проводить уроки.
Компьютерная революция  востребует нового человека – исследователя проблем, а не простого исполнителя. Сегодня и завтра обществу ценен человек-творец. Для этого необходимо создать платформу современной образовательной системы, концептуальные идеи которой разработаны в ФГОС второго поколения. Задача педагога в современном образовании - дать ребёнку возможность не только получить готовое, но и открывать что-то самостоятельно; помочь ребёнку построить научную картину мира. Поэтому моя цель как педагога, как учителя информатики – научить учащихся думать, делать научные открытия, самостоятельно добывать знания и принимать решение, поскольку в современном мире каждому человеку приходится снова и снова учиться.
Счастливый ли я человек? Да, я счастливый человек, когда информатика – любимый предмет для моих учеников, когда звонок с урока никто не ждет и не слышит, ты понимаешь, что это – твое призвание, твоя судьба, твое время. Я с радостью иду в школу, чтобы снова и снова встретиться с коллегами – моими единомышленниками, живущими в бешеном ритме жизни. Счастливый потому, что профессия моя – это радость от общения с детьми. Это незабываемые моменты счастья, когда я вижу широко раскрытые от удивления детские глаза, когда я вижу благодарность и улыбки на лицах ребятишек.
Я люблю детей, люблю школу, в которой работаю, и рад, что это взаимно!

        Учитель информатики                            О.В.Андреев

Комментариев нет:

Отправить комментарий